1. Разъяснения нормативных правовых актов
Разъяснения общественно значимых нормативных правовых актов в сфере деятельности МЧС России.
Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 г. № 390.
В соответствии с пунктом 9 указанных Правил на объекте с ночным пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие инструкции о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время, телефонной связи, электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения.
Одновременно сообщается, что средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения на объекте с ночным пребыванием людей должны быть обеспечены дежурные и обслуживающий персонал учреждения, так как они осуществляют эвакуацию людей в случае возникновения пожара. При этом места размещения указанных средств индивидуальной защиты на объекте защиты определяются руководителем организации.
Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»
В соответствии с ч. 2 ст. 78 Технического регламента для зданий, сооружений, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности, на основе требований настоящего Федерального закона должны быть разработаны специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Учитывая, что СП 4.13130.2013 не ограничивает размещение крышных котельных по высоте здания и содержит необходимый перечень требований пожарной безопасности к ним, разработка СТУ на данные объекты и согласование их размещения с органами федерального государственного пожарного надзора не требуется.
Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 271-ФЗ «О внесении изменений в статью 18 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и статью 20 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»
Федеральный закон направлен на совершенствование общественных отношений в сфере оказания бесплатной юридической помощи гражданам, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Федеральным законом закреплено предоставление права на получение бесплатной юридической помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, и уточнен перечень категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, а также перечень случаев, при которых осуществляется оказание бесплатной юридической помощи гражданам, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций, необходимой для восстановления имущественных прав, неимущественных прав, нарушенных в результате чрезвычайных ситуаций, возмещения ущерба причиненного вследствие чрезвычайных ситуаций.
Предлагаемая в Федеральном законе конкретизация прав граждан, пострадавших от чрезвычайных ситуаций, позволит на практике избежать необоснованной волокиты и обеспечит оперативное принятие мер по восстановлению нарушенных прав и защите интересов граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, а также позволит обеспечить согласованные и эффективные действия органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимые для реализации права на бесплатную юридическую помощь гражданами, пострадавшими от чрезвычайных ситуаций.
Постановление Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий»
Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Утверждение Правил в новой редакции вызвано необходимостью совершенствования механизма выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористических актов, и на возмещение вреда, причиненного при пресечении террористических актов правомерными действиями.
Кроме вышеуказанного Правилами определены формы документов, обосновывающих размер запрашиваемых бюджетных ассигнований для финансового обеспечения мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Правилами упрощается механизм и сокращаются сроки оказания помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, особенно в части оказания этим гражданам единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой ими имущества, а также в части выплаты единовременного пособия членам семей погибших (умерших) граждан и гражданам, здоровью которых причинен вред различной степени тяжести (предлагается установить авансовое перечисление бюджетам субъектов Российской Федерации части (30 процентов) бюджетных ассигнований, предусмотренных на финансовое обеспечение указанных мероприятий). Это позволяет в три раза сократить срок оказания гражданам единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости.
Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 300 «О государственной программе Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах»
Постановлением Правительства Российской Федерации обновлена госпрограмма «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах».
Ответственный исполнитель программы — МЧС России.
Госпрограмма включает 3 подпрограммы: «Предупреждение, спасение, помощь», «Обеспечение и управление», «Развитие системы обеспечения промышленной безопасности». Цель программы — минимизация социального, экономического и экологического ущерба, наносимого населению, экономике и природной среде от военных действий, террористических актов, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожаров и происшествий на водных объектах.
Программа реализуется в 2 этапа (1 января 2013 г. — 31 декабря 2015 г.; 1 января 2016 г. — 31 декабря 2020 г.).
Объем ассигнований на реализацию программы за счет средств федерального бюджета — 1 744 837 773,1 тыс. руб., ранее составлял 1 556 736 573,58 тыс. руб.
Постановление Правительства Российской Федерации от 9 июня 2014 г. № 532 «Об уполномоченных органах Российской Федерации по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности маломерных судов»
Постановление Правительства Российской Федерации подготовлено в соответствии с Планом мероприятий, направленных на реализацию технического регламента Таможенного союза «О безопасности маломерных судов» (ТР ТС 026/2012) (далее — технический регламент) в Российской
Федерации, одобренным на заседании подкомиссии по техническому регулированию Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции (протокол от 19 декабря 2012 г. № 5 раздел VIII).
В целях организации на территории Российской Федерации государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента указанным Постановлением уполномочены на осуществление надзорных функций в соответствии со сферами компетенции: Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России (далее — ГИМС МЧС России), Росприроднадзор, Роспотребнадзор.
В целях недопущения одновременного возложения одних и тех же полномочий на два и более органа государственного контроля (надзора) согласно статье 3 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» Постановлением разграничены полномочия надзорных органов с учетом сферы их деятельности:
ГИМС МЧС России в рамках осуществления государственного надзора за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях;
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках осуществления государственного экологического надзора;
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в рамках осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
Органы ГИМС МЧС России осуществляют контроль за соблюдением обязательных требований, предъявляемых к маломерным судам, в форме классификации и освидетельствования маломерных судов.
Приказ МЧС России от 27.05.2014 № 262 «Об утверждении Правил аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 20 августа 2014 г., регистрационный № 33667)
Приказ МЧС России от 27.05.2014 № 262 издан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 г. № 835 «Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий». Приказом МЧС России от 27.05.2014 № 262 утверждены новые Правила аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными ГИМС МЧС России, а также признан утратившим силу приказ МЧС России от 29.06.2005 № 498 «Об утверждении Правил аттестации судоводителей на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».
Издание Приказа МЧС России от 27.05.2014 № 262 обусловлено необходимостью оптимизации (повышения качества) предоставления государственной услуги по аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными ГИМС МЧС России, приведения правил в соответствие с требованиями Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, а также утверждения новой формы бланка удостоверения на право управления маломерными судами, коррелирующего с международными аналогами.
Приказ МЧС России от 27.05.2014 № 263 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 20 августа 2014 г., регистрационный № 33666)
Приказ МЧС России от 27.05.2014 № 263 издан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 г. № 835 «Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» и устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) МЧС России, осуществляемых по запросу о предоставлении государственной услуги по аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными ГИМС МЧС России, в пределах установленных нормативными актами Российской Федерации полномочий.
Издание Приказа МЧС России от 27.05.2014 № 263 обусловлено необходимостью совершенствования системы предоставления государственных услуг МЧС России в электронном виде с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия.
2. ДНД МЧС России от 11.09.14г. № 19-3-1-3935 «О разрешительных документах для проведения расчета пожарного риска»
3. ВНИИПО от 12.11.13 г. № 5372эп-1-21 «О разъяснении требований нормативных документов в области пожарной безопасности»